ШЕЙХ ИЛЬЯС - ЦЕННЫЙ СОВЕТ МУСУЛЬМАНАМ НАШЕГО ВЕКА
аудио и конспект
Отличный урок для всех мусульман.
Если вы на начальном уровне и волнуетесь, что не всё поймёте, тогда вам будет полезен этот конспект (который стоит ниже, а также в разделе комментариев под видео), в котором добавлены некоторые объяснения и перевод арабских терминов.
- - -
КОНСПЕКТ ДАННОГО УРОКА ШЕЙХА ИЛЬЯСА С КОММЕНТАРИЯМИ:
Слушайте внимательно одно изречение Пророка, 'аляйhис-саллям мир Ему. Это изречение, которое нам поясняет очень многое. Пророк, мир Ему, сказал:
نَضَّرَ اللهُ امْرَأً سَمِعَ مَقَالَتِي فَوَعَاهَا فَأَدَّاهَا كَمَا سَمِعَهَا، فَرُبَّ مُبَلِّغٍ لا فِقْهَ عِنْدَهُ
Этот Хьадис передал Ибн Хьиббан и Ат-Тирмизий.
Пророк, мир Ему, в этом Хьадисе читает Ду'а: «Да Осветит Аллаh лицо того, кто услышал от меня изречение, сохранил, запомнил без искажения и передал другим».
И далее в этом Хьадисе Пророк, мир Ему, говорит:
فَرُبَّ مُبَلِّغٍ لا فِقْهَ عِنْدَهُ
Это значит:
«И много тех, которые передают от меня Хьадисы, но у них нет знаний, чтобы извлекать хьукм правило из этого Хьадиса». То есть, чтобы извлекать религиозное заключение из услышанного Хьадиса.
Не все сподвижники Пророка, когда слышали от Пророка какое-то изречение, понимали, что имеется в виду в этом изречении... имеется ли в виду, что это хьарам грех или макруh макруh - это то, что нежелательно делать, но НЕ является грехом? Имеется ли в виду, что это Фард обязанность или Сунна желательно? То есть не все имели такую степень Учёности, чтобы толковать слова Пророка. Лишь некоторые сподвижники были Муджтаhидами высокой степени Учёные, которые могут выносить религиозное заключение из Аятов и Хьадисов. Среди сподвижников Пророка, мир Ему, мало было Муджтаhидов, то есть тех, кто могли извлекать религиозное заключение из услышанного Хьадиса некоторые Учёные Аhлюс-Сунны сказали, что среди тысяч сподвижников Пророка Мухьаммада, мир Ему, Муджтаhидов было меньше ста человек. Большинство из сподвижников могли только передать то, что слышали от Пророка, без искажения.
И Пророк говорит, что много среди тех, которые передают от него Хьадисы слова, не имеют сильных знаний, которые позволяли бы им извлекать хьукм из услышанных Хьадисов. Хотя это сподвижники!, которые знали очень хорошо арабский язык, и Пророк разговаривал на их языке. Это говорит нам о том, что не каждый, кто услышал Хьадис или прочитал Хьадис, может уже делать выводы или делать религиозное заключение на основании прочитанного Хьадиса. Недопустимо самостоятельно читать Хьадисы и сам себе объяснять, что значат эти слова Пророка или же другим объяснять. Так делают самоучки, Ислам этому не учит. Человек не имеет права от себя толковать и объяснять значение слов Пророка Бога, а нужно получить объяснения из уст в уста от Богобоязненного учителя.
Обратите внимание, если сподвижники Пророка, мир Ему, большинство из них не имели таких знаний, чтобы извлекать хьукм из Хьадиса, а могли только передать, тогда что говорить о людях нашего времени, которые не знают арабский язык как знали сподвижники, читают сами какие-то книги или вычитывают в интернете Хьадисы и делают хьукм от себя! Прочитают и говорят: «Пророк сказал это, Пророк сказал то. Это хьарам, а это Фард, а это Сунна!», то есть заключение делают от себя. В то время как сподвижники, которые были Богобоязненные, которые очень хорошо знали арабский язык, большинство из них не делали религиозного заключения, а могли только передать услышанный Хьадис Пророка без искажения.
Пророк, мир Ему, в этом Хьадисе даёт знать, что тот, который передаёт изречение от него без искажения, что ему есть большое Вознаграждение, и Пророк читал за него Ду'а, чтобы Аллаh сделал лицо этого человека светлым, довольным, радостным в Судный День, когда у многих людей будут лица почерневшие от страшных мучений, от страха, ужаса от увиденного в этот тяжелый Судный День.
А также Пророк дал знать, что не каждый, кто знает арабский язык и слышал Хьадисы Пророка, могли выводить религиозное заключение. Теперь задумайтесь над положением тех, которые говорят сегодня: «Нам не нужно следовать мазhабам! Нам не нужно следовать ни за Имамом Аш-Шафи'ий, ни за Абу Хьанифой, ни за Маликом, ни за Ахьмад Ибн Хьамбалем! Они мужчины, и мы тоже мужчины, сами будем читать Къур`ан и Сунну и станем следовать этому!». Какое это великое заблуждение! Как они не боятся Аллаhа? Как они не боятся попасть в заблуждение и ввести в заблуждение других? Если даже сподвижники Пророка, мир Ему, многие из них не могли выводить религиозное заключение из Хьадисов, то как эти люди в наше время, которые самоучки, сами читают, арабский не знают нормально и не получали знания от достоверных учителей, как они могут говорить, что они также как Имам Аш-Шафи'ий и Абу Хьанифа могут тоже делать Иджтиhад выносить религиозное заключение. Это глубокое заблуждение!
И ещё есть такое заблуждение, есть люди, которые говорят, что следовать за мазhабами, будь то Имам Аш-Шафи'ий, или Абу Хьанифа, или Малик, или Ахьмад Ибн Хьанбаль... есть люди, которые говорят, что следовать за этими мазhабами будто бы это заблуждение. Это специально делается фитна, чтобы люди не следовали мазhабам, а сами читали, чтобы были самоучками, сами читали Къур`ан и Хьадисы, и сами от себя делали фатва. Это орудие дьявола, чтобы на земле распространялось больше ошибок и неверной информации о пути Пророка. Это делается для того, чтобы люди не получали знания по достоверной цепочке от этих Богобоязненных учителей, а сами читали Хьадисы и Аяты... Если арабский знает, то читает на арабском сам, если арабский не знает, то читает эти переводы на русском языке в этих переводах есть много слов, которые выводят человека из Ислама, чтобы они сами читали, и чтобы следовали тому, что им кажется, и по причине этого много людей попадают в заблуждение.
И то, что на сегодняшний день много заблуждений и много смуты - это по причине того, что сегодня мало кто беспокоится о вопросе получения религиозных знаний от достоверных, Богобоязненных учителей. Потому что многие сейчас самоучки, сами читают какие-то книги, вычитывают в интернете... Многие даже не хотят идти в Мечеть получать знания о своей религии и говорят: «Зачем мне идти в Мечеть, когда в интернете всё есть? Заходишь, вот "Сахих Аль-Бухарий", читаешь Хьадисы Бухария. Заходишь, вот "Сахих Муслим", читаешь Хьадисы Муслима. Заходишь, вот переводы Къур`ана Крачковского, Пороховой» - и такой человек, сидя дома, уже возомнил из себя знатока Ислама, говорит: «Я знаю то, что в Къур`ане, и знаю то, что в Хьадисах», а на самом деле ничего не знает! Положение таких людей очень опасно, которые не получают знания из уст в уста по достоверной цепочке от Богобоязненных учителей, а вместо этого сами читают и следуют тому, что им кажется. Даже дело дошло до того, что некоторые люди говорят, что следование мазhабам этим великим Учёным Ислама это будто бы куфр отступление от Ислама, вот до чего доводит самообразование. И почему они так говорят? Они объясняют это тем, что человек будто бы становится неверующим из-за того, что говорит, что он следует по пути Имама Аш-Шафи'ий и не говорит, что следует по пути Пророка, и что будто бы из-за этого попадает в ширк. Это невежество и глубокое заблуждение так считать! Как-будто Имам Аш-Шафи'ий пришёл с новым Шари'атом Законами Бога или с новой религией. Как-будто эти Учёные от себя ввели что-то новое или какой-то путь, отличающийся от пути Пророка. На самом деле это Учёные, которые нам выложили, разложили, разъяснили Аяты и Хьадисы Пророка, чтобы нам было легко понимать и усвоить. Они делали труды, разъясняли Аяты Къур`ана объясняли как их нужно правильно понимать и Хьадисы Пророка, и упорядочили по темам, и выложили, чтобы нам было легче приобретать знания. Пророк Мухьаммад, мир Ему, в одном из Хьадисов сказал, что Богобоязненные Учёные подобны звёздам - кто следует за ними не потеряется, не заблудится. И тот, кто следует за любым из этих четырёх мазhабов, то такой человек следует по пути Пророка Мухьаммада, мир Ему. У всех этих мазбаhов основа одна, Вера одна. В вопросах основ Ислама у них не было разногласий, а лишь в некоторых второстепенных вопросах (по Фикъhу) у них были разные мнения. И Учёные Аhлюс-Сунны говорили:
اختلاف الأئمة رحمة للأمة
Это означает, что то, что среди Учёных были разные мнения по вопросам соблюдения по Фикъhу - это Милость от Аллаhа для нашей общины. Потому что соблюдающий школу Шафи'ий может взять мнение по школе Абу Хьанифы. А также тот, кто соблюдает мазhаб Абу Хьанифы может взять мнение Имама Аш-Шафи'ий, и это дозволено с соответствующими условиями. Это облегчение для людей. Поэтому нельзя думать, что Имам Аш-Шафи'ий, Абу Хьанифа, Малик, что они будто бы пришли с новой религией, нельзя считать, что следовать мазhабам это будто бы заблуждение.
Однажды один невежественный человек и провокатор спросил у Имама Аш-Шафи'ий какой-то религиозный вопрос. Имам Аш-Шафи'ий ответил ему Хьадисом Пророка, мир Ему, просто зачитал ему Хьадис Пророка, в котором есть ответ на его вопрос. И тогда этот провокатор сказал ему: «Это и есть твой мазhаб?». То есть он думал, что раз это его мазhаб, значит это будто бы что-то отдельное от Шари'ата. Имам Аш-Шафи'ий ответил: «А ты думал, что я монах, вышедший из монастыря?». Имеется в виду, что они (эти Учёные Ислама) следуют по пути Пророка, они не пришли с новым путём. Имам Аш-Шафи'ий говорил, означающее: «Если вы найдёте достоверный Хьадис - это и есть мой мазhаб».
Поэтому не слушайте тех, которые говорят, что эти мазhабы это будто бы фитна или течения, это невежественные люди так говорят.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если ты говоришь, что следуешь за Имамом Аш-Шафи'ий, и невежда скажет тебе, что ты заблудший и тебе надо следовать за Пророком, то что это значит? Он говорит, что нам надо следовать не за Имамом Аш-Шафи'ий, а следовать Хьадисам и Къур`ану. И он САМ открывает Къур`ан и Хьадисы, читает и толкует так, КАК ОН ПОНИМАЕТ! Арабский язык очень богатый, он понимает в меру своего ума и в меру своего знания арабского языка! И это ЕГО мнение, когда он говорит, что этот Аят значит вот это, а этот Хьадис значит вот то. Это его понимание этого Аята и Хьадисов. И если другой человек слушает его, берёт от него, то он следует за его мнением и пониманием Къур`ана и Сунны. Теперь скажите, кто лучше, тот, который следует мнению великого Имама Аш-Шафи'ий, про которого сам Пророк, мир Ему, говорил похвальные слова в своём Хьадисе или лучше следовать за этим невежественным человеком, который не знает арабский язык и не получал знаний по цепочке от Пророка Мухьаммада, мир Ему? А Имам Аш-Шафи'ий, Абу Хьанифа, Малик, Ахьмад Ибн Хамбаль, у них у всех есть цепочка учителей доходящая до самого Пророка Мухьаммада, 'аляйhис-саллям. То за кем нам следовать, которые получали знания от Пророка, передавали, были Богобоязненные и у них были сильные знания или за этими невежественными людьми, которые сами читают и понимают так, как хотят и толкуют, как хотят, и вводят людей в заблуждение, и сами попадают в заблуждение?
Поэтому, дорогие братья, я призываю вас, чтобы вы были очень осторожными в вопросе приобретения религиозных знаний! Наш Пророк, наш учитель, солляллаhу 'аляйhи уа саллям, сказал:
يا أيها الناس تعلموا فإنما العلم بالتعلم والفقه بالتفقه
Это означает: «О люди, приобретайте знания по Исламу. Воистину, знания приобретаются от учителей». Передал этот Хьадис Ат-Табарани.
Знания нужно получать путём обучения. И великие Учёные Аhлюс-Сунны уаль-Джама'аh никогда не признавали учёными тех людей, которые САМИ читали без учителя, даже если целый Къур`ан наизусть выучили или Хьадисы Пророка, они не считали таких людей учёными, а считали их книжниками и самоучками. Поэтому нужно черпать знания из достоверного источника, получать знания из уст в уста от Богобоязненных учителей, которые боятся Аллаhа и передают то, что сами получили из уст в уста от Богобоязненных учителей.
- - - - - - -